Новости

"Ленинградская литография 60-х-80-х г.г." Работа выставки продлена о 15 февраля 2017г.

На открытии выставки выступили Козырева Н.М., Н. Климушкин, С.Н.Левандовский, В. Емельянов, Ю.М. Иваненко.

Эта выставка является второй частью проекта, представляющего уникальное художественное явление в советском искусстве – ленинградскую станковую литографию. Первая часть проекта «Ленинградская литография 1930-х-1960-х годов» была с большим успехом показана в 2012 году в Сосновом Бору и в Доме ученых им. М. Горького Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Искусство художников мирного времени 1960-х-1980-х годов продолжило замечательные традиции своих предшественников довоенного и военного времени. В литографской мастерской на Песочной набережной работала плеяда художников, увлеченных возможностями такого демократического, обращенного к сотням людей, искусства. В литографии работали как художники графики, так и живописцы, которые привнесли в это искусство особые приемы использования цвета, нанесения краски кистью. Рисунок создается на специальном литографском камне: если один цвет, то один камень, если создается цветное изображение, то на каждый цвет используется отдельный камень.

После специальной обработки рисунок с камней отпечатывается на бумаге, последовательно накладываются рисунки разных цветов. Такая техника благодаря свойствам литографского камня позволяет делать большие тиражи оттисков. В Ленинграде уникальные эстампы в литографской технике делались в количестве порядка 20 оттисков, на них автор ставил карандашом свою подпись, название работы и номер оттиска и общее их количество, например: 3/20; это означает оттиск номер 3, всего выполнено 20 литографий. Особенно ценными считаются первые оттиски, но для литографии это не столь важно, так как с камня можно делать высококачественные оттиски до тысяч экземпляров. Для распространения через художественные салоны и художественную лотерею станковые литографии в СССР печатались мастерами-печатниками тиражом 500 экз. В этом случае автор писал на оттиске карандашом только название произведения и ставил подпись.

Станковая литография в Ленинграде была высокого художественного уровня как благодаря таланту и труду художников, так и благодаря хорошо организованной системе заказа, условий создания и распространения работ. В литографской мастерской художники старшего поколения передавали свой творческий опыт и технические приемы молодым художникам. В мастерской поощрялись художественные эксперименты, была дружеская атмосфера. Были созданы творческие портреты деятелей культуры, политических деятелей, рабочих, ученых, геологов, моряков, работников сельского труда. Выпускались серии литографий об исторических событиях русской и советской истории, виды городов и деревень, пейзажи России, живые сцены труда и быта советских людей. Особенно выделялось направление искусства для детей. Здесь были созданы шедевры станковой литографии Ю. А. Васнецова, В. И. Курдова, их учеников и последователей В. Меньшикова, Е. Васнецовой.

Свою особую технику, аналогичную литографской, изобрел В.С.Вильнер. Вместо камня он стал использовать пластмассу, которая обладает похожими свойствами. Именно он внес в ленинградскую литографию новые живописные и композиционные приемы.

На этой выставке в основном представлены литографии из коллекции С. В. Миненкова и Е. И. Мироновой. Здесь есть работы художников старшего поколения: М. Кукса, М. Бутровой, А. Каплана, И. Масленниковой, В. Ветрогонского, М. Чарнецкой, А. Давыдова, С. Белого, и среднего поколения: В. Емельянова, О. Кукушкина, М. Карасика, Б. Забирохина, Л. Эскараевой, Т. Козьминой и других мастеров.

Литографии и вообще произведения графики очень редко можно увидеть на выставках в петербургских музеях, постоянных экспозиций практически нет. Благодаря петербургским коллекционерам зрители имеют возможность полюбоваться замечательными произведениями реалистического искусства советского времени.
Юрий Иваненко, куратор проекта


Подготовку и оформление выставки выполнили
А.Ю. Иваненко, Ю.М. Иваненко, С.Н. Левандовский, С. В. Миненков,
Е. И. Миронова, С.Н. Левандовский, Р.Н. Никифорова, В.М. Фокин,
И. С. Фомичев, К.Н. Шишигин