Заметки о Кронштадском пленере.


Последние годы, отправляясь от метро «Старая деревня» в свою мастерскую, я с некоторой завистью смотрел на петербержцев и петербурженок, которые устремлялись к автобусу №101 «Старая деревня – Кронштадт». Пока они занимали места, трамбовались и ожидали отправления, я размышлял о том, как легко мне было бы взять этюдник, пару холстов и рвануть в город нашей Морской Славы, тем более, что дамба и дорога давно отстроены, никаких разрешений на въезд не требуется а нужно только сильно захотеть.

Так раздумывал я больше пяти лет. За это время были поездки в Переславль-Залесский и Китай, Соловки и Париж, Кириллов и Черногорию, по многу раз в Старую Ладогу и Старый Изборск и т.д. и т.д., а Кронштадт оставался для меня таким же недоступным: ведь под лежачий камень вода не течет. Во все вышеупомянутые замечательные места КТО-ТО приглашал меня с друзьями – художниками, договаривался о сроках, о жилье , о транспорте и конечно о выставке после поездки.

Наконец в марте этого года на очередном собрании «Очарованых Странников» за Круглым Столом , где обсуждались (под водочку) ближайшие по срокам поездки, наш Предводитель, фотограф и режисер Игорь Никитин озвучил предложение для Странников: посетить в июне Кронштадт и, естественно, поработать там несколько дней на пленере. Народ с энтузиазмом откликнулся на это предложение и энтузиазм возрастал пропорционально выпитому, несмотря на то, что первоначально предполагалось ездить на остров каждый день из Питера на автобусе со всем художественным барахлом ( этюдник, холсты, картон, краски, кисти, рабочая одежда, еда). Какова же была радость, когда перед самой поездкой стало известно, что не надо мотаться туда-сюда, а жить мы будем несколько дней на корабле, стоящем на приколе практически в центре города. Если бы еще кто-то сказал, что желательно взять с собой и спальники, то радость была-бы полной и не пришлось бы живописцам делать выбор между открытым илюминатором со свежим морским сквознячком и более-менее теплым кубриком, но с ароматом сохнущих холстов.

Вообще-то художники люди непритязательные: главное было-бы что писать: залив, берега, корабли, причалы, форты. Для большинства из нас эти мотивы были новыми. Раньше, если писали берег, то берег речки, если залив, то озера, не корабли, а лодочки, не причалы с матросами, а мостки с бабушками. Что же говорить о мощнейших фортах и пороховых складах стоящих на воде.

Были среди нас те, кто собирался писать только один день - не отпускала надолго работа педагога. Пришлось им звонить на службу и договариваться: не могли они уехать из Кронштадта так быстро, не поработав как следует, не посетив одного из фортов и не вкусив там кронштадской тройной ухи.

В последний день экскурсия по заливу, посещение ближнего форта, работа на нем, приготовление и поедание ухи стали апофеозом замечательной поездки на остров Котлин, в город Кронштадт, город основаный Петром Великим, город страж на защите Санкт-Петербурга.


2014г.

А. Александровский